?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

Исторические хроники "Брянского Арсенала" ч. 1

1903 год

На заводе прошли первые забастовки.

1905 год

Рабочие арсенала участвуют в забастовке, объявленной рабочими Брянского рельсопрокатного завода (ныне Брянский машиностроительный завод).

1907 год

На заводе начались увольнения «неблагонадежных рабочих». Эти меры коснулись не только простых рабочих, но и высококвалифицированных специалистов. Инженер-технолог Лев Агафонович Борович, проработавший на арсенале 32 года, был уволен за якобы произнесенную на митинге в 1905 году речь.

С приходом в 1917 году новой власти Л. А. Борович продолжил работу на заводе.

1910 год

Брянский арсенал получил новое наименование: Брянский арсенал I разряда. В арсеналах I разряда все работы производились вольнонаемными рабочими.

1911 год

Переход к стальной артиллерии снизил значение Брянского арсенала. На нем закончили отливать орудия, но завод продолжил производство и ремонт предметов артиллерии.

1912 год

В Главном артиллерийском управлении (ГАУ) было принято решение о заготовке станков для Брянского арсенала с целью более полного оборудования производства. Эта мера должна была стать началом большой программы по переоснащению и расширению завода.

1913 год

Начальник Брянского арсенала поручил архитектору Н. А. Лебедеву составить план перестройки предприятия.

1914 год

ГАУ решило строить в Брянске совершенно новый арсенал I разряда, независимый от окружного арсенала, упраздняемого в г. Варшаве.

19 июля архитектор Лебедев сдал доклад о перестройке завода в управление арсенала.

20 июля Германия объявила войну России, и постройка нового арсенала была отложена.

В ноябре этого года были приняты меры по организации охраны арсенала и подготовке к работе завода в условиях войны.

1915 год

Для технического усиления мощности Брянского арсенала были возведены новые постройки: электрическая станция, механическая мастерская, литейная для тепловой обработки металлов, расширены и перестроены старые мастерские. Общая площадь промышленных зданий увеличилась более чем вдвое.

С началом войны на заводе возросло социальное напряжение. Увеличение цен на продукты питания и оставшаяся неизменной заработная плата вызвали недовольство среди рабочих.

1916 год

На заводе прошла самая крупная за всю его историю забастовка.

1917 год

Общероссийские политические события повлияли на работу Брянского арсенала.

В марте этого года на заводе был создан Совет рабочих депутатов. Тогда же в Совет военных депутатов г. Брянска от завода было выбрано 5 человек.

На арсенале стала заметно снижаться интенсивность производства, в результате чего появился приказ принять меры «к развитию работ в мастерских».

16 марта на заседании Совета рабочих депутатов Брянского арсенала было принято решение о 8-ми часовом рабочем дне.

Продолжалась I Мировая война. Осенью 1917 года встал вопрос об эвакуации завода в связи с угрозой оккупации Брянска немцами.

1918 год

В апреле этого года оборудование арсенала демонтировали для эвакуации в Пензу, но затем почти половину материалов завода было вывезено в Нижний Новгород. В незначительном количестве туда же было вывезено оборудование.

1919 год

Брянский арсенал был переименован в Красный механический артиллерийский завод.

Из Нижнего Новгорода в Брянск вернулись специалисты и рабочие арсенала. Произошла реэвакуация оборудования и имущества. На заводе возобновилось изготовление запасных частей к орудиям, производство пулеметов, парных повозок, колес, механизмов точной наводки и т.п.

1920-1921 годы

Численность работников завода составила около 2-х тысяч человек.

1921 год

Рабочие и служащие мехартзавода собрали 4 млн. 389 тыс. 859 руб. для голодающего населения Поволжья и Северного Кавказа.

16 ноября вышел первый номер заводской стенгазеты «Голос юного труженика», позднее переименованной в «Голос металлиста».

1922 год

Для подготовки молодых специалистов массовых рабочих профессий на заводе была открыта школа ФЗО (впоследствии ГПТУ №2).

1925 год

На предприятии впервые в стране началось производство текстильных машин для первичной обработки льна, колодки и трапы для Метростроя, товары народного потребления.

1926 год

28 февраля в клубе завода с докладом «Международное и внутреннее положение СССР» выступил М. И. Калинин. На следующий день он выступил

в сборном цехе перед рабочими с речью.

1928 год

28 января в дирекцию Брянского механического артиллерийского завода пришло благодарственное письмо от заместителя наркома обороны С. М. Буденного.

В этом же году Президиумом ВЦИК за плодотворную научную, инженерную и преподавательскую работу главному механику завода Л. А. Боровичу было присвоено звание «Герой Труда».

1929 год

6 ноября на заводе вышел первый номер многотиражной газеты «Брянский металлист» (в ноябре 1932 года газета была переименована в «Металлист»).

1928-1932 годы

На протяжении первой пятилетки на механическом заводе активно шел процесс реконструкции, расширения предприятия, выпуска новых видов продукции.

1932-1933 годы

За годы второй пятилетки валовая продукция завода возросла на 40%, производительность на 270%.

1934 год

Передовые коллективы кузнечного и слесарно-механического цехов завода взяли шефство над железнодорожными станциями Брянск-I и Брянск-II с целью передачи опыта внедрения хозрасчета и новых форм труда – ударничества и социалистического соревнования.

1935 год

В марте этого года завод посетил полярный исследователь, руководитель экспедиции челюскинцев Отто Юльевич Шмидт.

На заводе начало зарождаться стахановское движение.

Отто Шмидт на Брянском механическом заводе № 13. Фото из газеты "Металлист" 1935 год.

1936 год.

Звание стахановцев получили 1996 передовиков производства.

Мехзавод освоил производство батальонных минометов, которые производил вплоть до 1941 года.

В этом же году Брянскому механическому заводу за отличные показатели в работе было присвоено имя С. М. Кирова.

1938 год

Выпуск товарной продукции по сравнению с 1928 годом вырос в 18 раз.

Брянский механический завод им. С. М. Кирова. Конец 1930-х гг. Фото из буклета Брянскому заводу дорожных машин 200 лет = Of the Brjansk Road-Building machine plant 200 years : [буклет]. - [Брянск : б. и., 1983]. - [34] с.

1940 год

Количество новейших станков и агрегатов на предприятии составило 1000 экземпляров. Валовая продукция завода за этот год составила 70 млн. рублей (в ценах 1926-1927 гг.)

1941 год

18 июля в эвакуацию на Урал был отправлен первый эшелон с демонтированным оборудованием завода. Последний эшелон был отправлен 12 августа. В тыл были эвакуированы 10 тысяч рабочих и служащих предприятия вместе с их семьями.

В сентябре 1941 года возрожденный на новом месте завод наладил выпуск танковых орудий, платформ для зениток и другой военной продукции.

1943 год

На Урале был создан добровольческий танковый корпус. В число первых добровольцев было зачислено 78 заводчан.

Осенью 1943 года это танковое соединение участвовало в освобождении городов Брянщины: Карачева, Почепа, Унечи, Клинцов и поселка Брасово.

За годы оккупации заводские постройки в Брянске были почти полностью разрушены. В удовлетворительном состоянии находились лишь кузнечный и инструментальные цеха. Для возобновления производства нужно было организовать разминирование цехов и территории завода, восстановить котельную и электростанцию мощностью в 300 кВт.

Завод в годы оккупации. Фото с форума Поиск 32

1944 год

Коллектив завода восстановил и запустил в эксплуатацию семь цехов, железнодорожную ветку, артезианскую скважину, отремонтировал жилые дома, здание заводоуправления.

17 сентября 1944 года на заводе была дана первая плавка чугуна.

1946 год

Завод был передан в ведение министерства строительного, дорожного и коммунального машиностроения. На предприятии было освоено производство транспортеров ПЛТ-400, одноосных автогрейдеров, смесителя асфальтобетона Д-152, грейдера Д-20, Д-192.

1947 год

Изготовлен первый битумный насос Д-171.

Завод после освобождения г. Брянска. 1943 год.
Фото из фонда Брянской областной научной универсальной библиотеки им. Ф. И. Тютчева.

1950-1952 годы

Начато производство автогрейдеров Д-196, Д-265. Выпущена первая дорожная фреза Д-125.

1956 год

Начал функционировать заводской машиностроительный техни­кум.

Изготовлен опытный элеватор Д-192.

Водонапорная башня, построенная в 1890-х гг. Н. А. Лебедевым, была переоборудована в насосную станцию. В 1950-х гг. были восстановлены и частично перестроены здания предприятия. Архитекторами А. А. Соломахиным и инженером Л. А. Соколовым был реконструирован бывший литейный дом. В конце 1950-х был надстроен второй этаж на кирпичном здании общественных организаций Арсенала. Первоначально здание, построенное в 1903 году, имело один этаж.

1957 год

На завод поступил природный газ.

Изготовлены первая в стране мощная землеройная машина - само­ходный грейдер-элеватор мощностью 300 л. с. и автогрейдер Д-369.

Завод передан в ведение Брянского совнархоза.

В июне этого года основано новая заводская газета «Машиностроитель» (ныне «Арсеналец»).

1958 год

На Международной выставке в Брюсселе автогрейдер Д-369 удо­стоен золотой медали. Автогрейдер Д-446 был награжден золотой медалью ВДНХ.

1958-1959 годы

На заводе прошли испытания и были приняты к серийному производству дорож­ные машины: автогрейдер Д-465, погрузчик Д-415, распределитель цемента Д-343А, навесная фреза Д-445.

1959 год

Коллектив завода завоевал, и целый год удерживал первое место в соревновании среди промышленных предприятий Брянской области.

На территории Брянского завода дорожных машин. 1950-е гг.
Фото из фонда Брянской областной научной универсальной библиотеки им. Ф. И. Тютчева.

1961год

За навесную дорожную фрезу Д-530 ВДНХ СССР наградила за­вод дипломом III степени.

1963 год

1 января этого года предприятие переведено в ведение Приокского совнархоза.

20 автогрейдеров с маркой «Брянского завода дорожных машины» были отправлены в Румынию, Болгарию, Чехословакию, Кубу, Польшу, Монголию, Югославию.

1964 год

На состоявшейся в августе первой специализированной Международной выс­тавке строительных и дорожных машин была представлена техника БЗДМ. Автогрейдер Д-598 был награжден Ди­пломом второй степени.

Построен пионерский лагерь «Березка».

1965 год

Выполняя решения мартовского Пленума ЦК КПСС, завод дал области 50 сверхплановых автогрейдеров для сельского хозяйства.

1966 год

За выполнение заданий семилетки Президиум Верховного Совета СССР наградил орденами и медалями 33 человека.

1967 год

2 ноября этого года завод был удостоен имени 50-летия Великого Октября. Предприятие занесено на обелиск Трудовой славы об­ласти.

Построен Дворец спорта с двумя плавательными бассейнами: дет­ским и взрослым.

Принят в серийное производство автогрейдер Д-710.

1969 год

На выставке «Автоматизация-1969» в Москве автогрейдеру Д-598 присужден Диплом второй степени.

Продукция БЗДМ. Автогрейдер Д-598А. 1960-е гг.
Фото из фонда Брянской областной научной универсальной библиотеки им. Ф. И. Тютчева.

1970 год

Завод удостоен ленинской юбилейной Почетной грамоты.

780 передовиков производства, инженерно-технических работни­ков, выполнивших юбилейные социалистические обязательства, были награждены ленинскими юбилейными медалями «За доблестный труд в ознаменование 100-летия со дня рождения В. И. Ленина».

500 передовиков награждены знаком Минстройдормаша «Отлич­ник социалистического соревнования».

1971 год

7 января Президиум Верховного Совета СССР за досрочное выполнение пятилетнего плана, успешное освоение выпуска новых машин для дорожного и мелиоративного строительства наградил завод орденом Ленина

1972 год

Завод приступил к выпуску траншейного роторного экскаватора ЭТР-253, предназначенного для разработки траншей под магистраль­ные трубопроводы.

На проходившей в Лейпциге Международной ярмарке автогрейдер ДЗ-99 был награжден большой золотой медалью и Почетным дипломом.

12 декабря заводу был вручен Почетный юбилейный знак ЦК КПСС, Президиума Верховного Совета СССР, Совета Министров СССР, ВЦСПС «В ознаменование 50-летия СССР».

1973-1974 годы

Автогрейдер ДЗ-99 на Международной ярмарке в Будапеште за­воевал серебряную медаль.

1973 год

С этого года автогрейдер ДЗ-99 поставляется на экспорт в 18 стран мира.

1975 год

Завод перешел на выпуск навесной дорожной фрезы ДС-74 на колесном тракторе Т-158.

Изготовлен первый опытный образец машины ДС-110 (комплект машин для скоростного строительства дорог).

1976 год

Решением Государственного комитета по науке и технике экскаватор-дреноукладчик Д-659Б был признан лучшей машиной года.

Траншейному роторному экскаватору ЭТР-253А присвоен госу­дарственный Знак качества.

Изготовленный в этом году автогрейдер Д-710А экспонировался на международных выставках и неодно­кратно награждался медалями (серебряная медаль на ВДНХ СССР, большая золотая медаль на Лейпцигской выставке).

1978 год

Открыт мемориал дормашевцам, погибшим в Великой Отечест­венной войне. Автор проекта - инженер В. Н. Руднев, исполнитель — художник И. Ф. Жданов.

Завод перешел на выпуск гидроцилиндрованных экскаваторов-дреноукладчиков ЭТЦ-406 с гидравлическим приводом рабочего ор­гана транспортеров и хода.

Макет завода "Дормаш". 1980-е гг. Фото из частного архива одного из сотрудников завода.

1980 год

Экскаватору-дреноукладчику ЭТЦ-406 и роторному траншейному экскаватору ЭТР-253А присвоен государственный Знак качества (повторно).

Вступил в строй цех станков с программным управлением.

1981 год

За активное содействие в подготовке и проведении Международ­ной выставки «Стройдормаш-81» и высокое качество представленных экспонатов завод награжден Дипломом оргкомитета и дирекции со­ветского раздела выставки. «Ударным экспонатом» единодушно наз­вали специалисты и аккредитованные на выставке журналисты ком­плект машин ДС-110 для скоростного строительства дорог.

1983 год

9 февраля Президиумом Верховного Совета СССР за успешное выполнение производственных планов, социалистических обязательств и в связи с 200-летием со дня осно­вания завод был награжден орденом Трудового Красного Знамени.

1984 год

Было начато серийное производство автогрейдера среднего типа ДЗ-143.

Территория завода "Дормаш". 1980-е гг. Фото из частного архива одного из сотрудников завода.

1991 год

Завод перешел на серийное производство автогрейдера ДЗ-180.

1993 год

Завод приступил к выпуску асфальтоукладчика ДС-181.

16 сентября этого года Постановлением администрации Советского района г. Брянска зарегистрировано акционерное общество открытого типа «Брянский арсенал» как правопреемник Брянского завода дорожных машин.

1994 год

Разработано Положение о совете директоров ОАО «Брянский арсенал».

В июне этого года рабочие завода приняли участие в акции протеста против политики Правительства, направленной на развал машиностроения и ухудшение жизни трудящихся.

Профсоюзом завода в Москву для пикетирования Белого дома была направлена делегация в составе 30 человек.

1995 год

Начато производство фрезы дорожной ДС-197.

1997 год

На предприятии освоен выпуск автогрейдера ДЗ-199 среднего типа с повышенной мощностью 160 л.с.

1998 год

Завод освоил производство тяжелого автогрейдера ДЗ-198

1999 год

Налажен выпуск новой модели среднего грейдера ГС-14.02 с двухуровневым двигателем 127-147 л. с.

В этом же году началось серийное производство автогрейдера легкого типа ГС-10.01.

Продукция ОАО "Брянский Арсенал". 1990-е гг. Фото из частного архива одного из сотрудников завода.

2001 год

ОАО «Брянский арсенал» вошло в холдинг «РусПромАвто».

За год заводом было изготовлено 899 машин.

2005 год

В ходе реструктуризации производственных активов ОАО «РусПромАвто» была создана компания «Группа ГАЗ» - крупнейший автомобилестроительный холдинг России.

«Группа ГАЗ» разделена на 6 дивизионов, завод «Брянский арсенал» вошел в дивизион «Спецтехника».

2006 год

На заводе «Брянский арсенал» «Группы ГАЗ» произведено 548 единиц дорожно-строительной техники. Предприятием выполнены контракты на поставку машин в Красноярский край и их экспорт в Белоруссию, Азербайджна, Украину и Казахстан.

Продукция предприятия была награждена дипломами программы «100 лучших товаров России».

2007 год

На техническое перевооружение «Брянского арсенала» «Группой ГАЗ» выделено более 100 млн. рублей.

На заводе создан опытный образец тяжелого автогрейдера ГС-25.09

В сентябре этого года продукция завода была представлена на IV Казахстанской Международной выставке «КАЗКОМАК-2007».

Принято решение о продаже старой территории завода компании «Брянскстройинвест». На этом месте компанией запланировано возведение торгово-развлекательного и офисного комплексов с несколькими кинотеатрами, а также большое количество современных домов общей площадью свыше 35 тысяч квадратных метров.

2008 год

Продукция завода экспонировалась на нескольких международных выставках («Проминдустрия-Астана 2008», «Дороги Дона/ДорТехСтрой-2008», «Строительная техника и технологии-2008»).

В выставочном центре «Крокус Экспо» в Москве «Брянский арсенал» представил две новинки: гусеничный асфальтоукладчик АСФ-Г-3-08 и карьерный автогрейдер ГС-25.11

Продукция завода вновь стала дипломантом программы «100 лучших товаров России».

2010 год

В марте на предприятии запущена установка термической резки «Кристалл-2,5».

1 апреля на заводе состоялась презентация и передача сельских хозяйствам области 4-х тракторов общего назначения.

Дорожно-строительная техника «Брянского арсенала» принимала участие в выставке «Строительная техника и технологии-2010».

2011 год

28 января на завод для реставрации был доставлен поднятый со дна реки Неруссы трактор «Сталинец-65».

В мае «Брянский арсенал» принял участие в выставке, прошедшей в рамках двухдневной конференции «Дни Болгарии на Брянщине».

Продукция завода экспонировалась на выставке «Строительная техника и технологии-2011». Завод представил обновленные модели автогрейдера ГС-18.07 и асфальтоукладчика АСФ-Г-3-08.

«Группа ГАЗ» и Terex Corporation подписали соглашение о создании совместного предприятия по производству строительно-дорожной техники в России.

2012 год

Впервые на международной специализированной выставке «Строительная техника и технологии-2012» предприятием была представлена новая техника: автогрейдер TG-140 совместного производства «Брянского арсенала» и компании «Terex» и ГС-25.12.

16 сентября на Партизанской поляне состоялась презентация трактора «Сталинец-65», реставрацией которого занимались работники «Брянского арсенала».

В октябре завод осуществил первую поставку автогрейдеров в Республику Бенин (Западная Африка).

В ноябре этого года были подведены итоги ежегодного регионального этапа конкурса «100 лучших товаров России-2012». Российского знака качества удостоился автогрейдер ГС-25.12, который был отмечен в номинации «Продукция производственно-технического назначения».

Материал подготовлен для НашБрянск.RU
В блоге полная версия.

Литература и источники:
1. Бобков, В.А. Брянский Арсенал: исторические очерки / В.А. Бобков, Г.П. Поляков, (1783 - 2008 гг.). - Брянск , 2008. - 114 с.
2. Хронология важнейших событий 200-летней истории Брянского ордена Ленина и ордена Трудового Красного Знамени имени 50-летия Великого Октября завода дорожных машин. - Брянск, 1983. - 18 с.
3. Газета "Брянский металлист" / "Металлист" 1930-е гг.
4. Газета "Машиностроитель" / "Арсеналец" 1990-е - 2010-е гг.

Вся запись полностью тут

Comments

( 3 comments — Leave a comment )
all_decoded
Jan. 28th, 2013 02:07 am (UTC)
Спасибо за хронику, Женя...
Не нашел только даты создания (намыва с изменением русла Десны)новой промплощадки, которая на макете как раз есть. Этот макет видел в прошлом году - стоит в музее завода...
biblus
Jan. 28th, 2013 11:47 am (UTC)
Обязательно узнаю. Как-то мне это событие не попалось на глаза. Получше в газете надо посмотреть.
lyptum
Jan. 28th, 2013 09:51 am (UTC)
очень интересно!

Edited at 2013-01-28 01:51 pm (UTC)
( 3 comments — Leave a comment )

Profile

медведь с книгой
biblus
Женя








Latest Month

November 2017
S M T W T F S
   1234
567891011
12131415161718
19202122232425
2627282930  

Tags

Powered by LiveJournal.com
Designed by chasethestars